Нарушения речи
Дефекты в речи известны издавна. Это весьма распространенное явление, как у детей, так и у взрослых.
К причинам нарушения речи относят различные факторы или сочетание факторов:
• трудность отличия звуков на слух (со слухом нет проблем);
• родовая травма речевой зоны (расположена на макушке);
• строение речевых органов с дефектами (губы, зубы, язык, мягкое или твёрдое нёбо). Например, когда уздечка языка слишком короткая, или неправильный прикус, а также щель в верхнем небе или «волчья пасть»;
• недостаточная двигательная активность языка и губ;
• замедленное развитие речи;
• изначальная неграмотность речи в семье и др.
Порой из-за наиболее серьезных нарушений речи может страдать не только умение произносить звуки, но и способность различать звуки на слух. Если вовремя не исправлять такие нарушения, появляются трудности в общении с окружающими, что может поспособствовать к появлению у ребенка закомплексованности. Это, несомненно, помешает ему учиться и раскрывать в полной мере свои способности и навыки.
Речевые нарушения по степени тяжести делятся на те, которые не станут препятствием к обучению в обыкновенной школе, и на весьма тяжелые нарушения, которые потребуют специального обучения. К тяжелым нарушениям речи чаще всего относят алалию, дизартрию, заикание и др.
Алалия — когда речь ребенка отсутствует частично или полностью, при условии хорошего физического слуха, которое обуславливается недоразвитостью или поражением речевой области головного мозга. Если у ребенка сенсорная алалия, то ребенок плохо воспринимает чужую речь, т.е. не распознает конкретно речевые звуки, слышит, что ему что-то говорят, но не понимает, что конкретно.
Дизартрия (анартрия) — это когда произношение происходит с нарушением, возникающим из-за поражения нервной системы. При этом страдает не только произношение звуков, но и вся речь. Дети с дизартрией нечетко и смазано произносят звуки слабым и тихим голосом, или наоборот, чересчур резким. Нарушен ритм дыхания, речь не имеет плавности, темп ее либо чересчур ускорен, либо ненормально замедлен.
Дислалия – это нарушения в произношении различных отдельных звуков.
Заиканием называют проблемы ритма, плавности речи. Вызывается все это спазмами, судорогами, в разных областях речевого аппарата. У ребёнка в речи наблюдаются речевые остановки или самопроизвольные повторения слогов и звуков. Чаще всего заикание начинается у детей возраста от 2 до 5 лет. Главное, постараться не пропустить начальные признаки заикания: ребёнок внезапно может замолчать или просто откажется говорить. Данное состояние может продлиться до нескольких дней. В этом случае нужно срочно обращаться к врачу.
Некоторые из нарушений речи могут исчезнуть с возрастом, или какие-либо из них могут быть устранены с помощью логопеда. Дети, имеющие тяжелые нарушения в речи, должны обязательно и как можно раньше обратиться к логопедической помощи.
К причинам нарушения речи относят различные факторы или сочетание факторов:
• трудность отличия звуков на слух (со слухом нет проблем);
• родовая травма речевой зоны (расположена на макушке);
• строение речевых органов с дефектами (губы, зубы, язык, мягкое или твёрдое нёбо). Например, когда уздечка языка слишком короткая, или неправильный прикус, а также щель в верхнем небе или «волчья пасть»;
• недостаточная двигательная активность языка и губ;
• замедленное развитие речи;
• изначальная неграмотность речи в семье и др.
Порой из-за наиболее серьезных нарушений речи может страдать не только умение произносить звуки, но и способность различать звуки на слух. Если вовремя не исправлять такие нарушения, появляются трудности в общении с окружающими, что может поспособствовать к появлению у ребенка закомплексованности. Это, несомненно, помешает ему учиться и раскрывать в полной мере свои способности и навыки.
Речевые нарушения по степени тяжести делятся на те, которые не станут препятствием к обучению в обыкновенной школе, и на весьма тяжелые нарушения, которые потребуют специального обучения. К тяжелым нарушениям речи чаще всего относят алалию, дизартрию, заикание и др.
Алалия — когда речь ребенка отсутствует частично или полностью, при условии хорошего физического слуха, которое обуславливается недоразвитостью или поражением речевой области головного мозга. Если у ребенка сенсорная алалия, то ребенок плохо воспринимает чужую речь, т.е. не распознает конкретно речевые звуки, слышит, что ему что-то говорят, но не понимает, что конкретно.
Дизартрия (анартрия) — это когда произношение происходит с нарушением, возникающим из-за поражения нервной системы. При этом страдает не только произношение звуков, но и вся речь. Дети с дизартрией нечетко и смазано произносят звуки слабым и тихим голосом, или наоборот, чересчур резким. Нарушен ритм дыхания, речь не имеет плавности, темп ее либо чересчур ускорен, либо ненормально замедлен.
Дислалия – это нарушения в произношении различных отдельных звуков.
Заиканием называют проблемы ритма, плавности речи. Вызывается все это спазмами, судорогами, в разных областях речевого аппарата. У ребёнка в речи наблюдаются речевые остановки или самопроизвольные повторения слогов и звуков. Чаще всего заикание начинается у детей возраста от 2 до 5 лет. Главное, постараться не пропустить начальные признаки заикания: ребёнок внезапно может замолчать или просто откажется говорить. Данное состояние может продлиться до нескольких дней. В этом случае нужно срочно обращаться к врачу.
Некоторые из нарушений речи могут исчезнуть с возрастом, или какие-либо из них могут быть устранены с помощью логопеда. Дети, имеющие тяжелые нарушения в речи, должны обязательно и как можно раньше обратиться к логопедической помощи.
0 комментариев